?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Некоторое время назад Игорь Шкурин написал пост,  в заглавие которого вынес вопрос: «Нужна ли полная реконструкция истории?» (http://apxiv.livejournal.com/271604.html ).  Никогда не приходила в голову  сама постановка этого вопроса. Полная реконструкция невозможна по объективным причинам, но стремиться к ней необходимо хотя бы для того, чтобы история была наукой, а не служанкой паразитирующих на народе «элит», да ещё, простите, -  «слабой на передок»…

 Ни в коем случае не обвиняю в несостоятельности всех историков скопом: просто из работ одних черпаю знания об истории,  других – о том, как историю фальсифицируют, шельмуют, переиначивают, заводят в тупик.  Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Но ради получения «ништяков»  отстаивает ошибку, подлог (вплоть до смерти - чужой, как правило) псевдоучёный, - учёный ищет истину. Историк Фурсов имеет вполне определённое мнение по интересующему нас вопросу: «Научную историю – историологию – еще только предстоит создать» (http://www.nash-sovremennik.ru/archive/2016/n10/1610-22.pdf ).  Не вижу причин, которые не позволят любителям внести свой вклад в решение данной задачи…
С моей точки зрения, самая главная сложность в изучении истории человечества является не её фальсификация (осознанная или неосознанная), не её «белые пятна», не отсутствие универсальных критериев, методик, а то, что нет ни одной области человеческой деятельности, науки, происходящего в мире Земли, космоса…  что не имело бы отношения, не влияло бы на человечество (а если присовокупить сюда «плоды» влияния человечества на окружающий мир…). Именно поэтому каждый, кто глубоко «погряз» в теме («история как наука», «фальсификация/реконструкция истории» и др.),  страдает, в первую очередь, от избытка информации, а не от её недостатка. Очень давно отслеживаю работы Андрея Степаненко (https://yafoo.ru/ , http://chispa1707.livejournal.com/ ): поистине путь «через тернии к звёздам»…

Мой интерес к данной теме возник более тридцати лет назад: история, описанная в школьных учебниках, существенно отличалась от того, участниками чего являлись, свидетелями чему были мои предки.  Общая ситуация ещё хуже: переизбыток информации помножен на тотальное занудство, заставляющее принимать в расчёт каждую мелочь.  Были времена, когда я тонула в океане противоречивых фактов, явлений, версий, идей. К счастью, количество, как известно, переходит в качество. Сейчас  ищу внутренние связи, механизмы, алгоритмы того или иного процесса, события, явления, выработался некий «инструментарий», замечены и усвоены некие закономерности, некие «общие правила» и др..  Стало проще осваивать новую информацию, встраивать её в уже сложившиеся конструкции. А вот писать -  ещё тяжелее: переизбыток всего вышеперечисленного требует написания не отдельных постов, а томов «кирпичного» размера. К сожалению, это же напрямую относится к написанию комментов к постам френдов -единомышленников и любимых авторов «в одном флаконе».  Давно испытываю чувство вины: сама с огромным удовольствием поглощаю «тонны» информации, которой щедро делятся друзья, а со справедливой «отдачей» испытываю затруднения… В моём архиве скопилось множество черновиков с обещанными френдам постами, которые никак не удосужусь набрать, недописанных комментов…  Я давно «заблудилась» в бардаке собственных архивов – бумажных,  электронных…  А от избытка конструкций незавершенных – предположений, догадок, версий  -  давно и тяжко «кипит мой разум возмущенный»…

 ТИ имеет расхождение с историей реальной. Но и мы сами, являясь участниками и свидетелями современной (новейшей) истории, каждый день испытывая на своей шкуре её реалии, каждый же день имеем возможность сравнивать происходящее с «логическими построениями» на тему современности, навязываемые нам с экранов ТВ, страниц СМИ и пр..
Несколько десятилетий назад,  когда мне захотелось разобраться с причинами несоответствия ТИ действительности, выделила для себя три направления для исследования вопроса (названия их условны и не обязательно соответствуют тому, какие смыслы в них вкладывают специалисты):
- история (реальность) и историография (то, как история описана и толкуется «заинтересованными лицами»);
- вера (vere (лат.) – правдиво) и религия (институт и толкование его «заинтересованными представителями» действительности и «запредельного»);
- праязык (существовал ли он – общий для всех?) и современные языки ( сравнит. языкознание, словообразование, просторечие и литературный язык…).

На первом же этапе – сбор информации, меня «вышвырнуло» далеко за пределы первоначально выделенных тем. Так же, как «вышвыривает» всех, кто пытается разобраться в этом вопросе,  - реконструировать историю предков, человечества.
«Социальная психология чрезвычайно сложно устроена - на 3-4 порядка сложнее, чем экономика. Этим очень сложно полноценно управлять. Даже училка с классом порой не справляется, а тут целая страна и вся - заочно, глаза в глаза им не смотришь», - думаю, что реальная история как наука в миллионы, биллионы раз сложнее, чем соц. психология, являющаяся лишь аспектом, частью, применяемой для описания реалий.  И вопрос человеческой иерархии, управления (власть и народ) – частный относительно истории человечества в целом. Помимо социальной психологии Андрею Степаненко уже пришлось привлекать информацию из различных областей науки – геологии, палеонтологии, физики, медицины и пр., и пр., для того, чтобы реконструировать совсем небольшой (в пару-тройку столетий) «кусочек» человеческой истории. «То ли ещё будет, ой-ой-ой»: просто в «формуле», описывающей историю, запредельно много не только исходных «простых чисел», но и всяческих «переменных», «коэффициентов», «неизвестных»… Как и  Андрей, не единожды пребывала в состоянии «затыка». Это хорошо: не отвергаю сходу «сумасшедших версий», не вписывающихся в моё мировоззрение; люблю сравнивать прямо противоположные, взаимоисключающие мнения; ищу аналогии далеко за рамками изучаемого вопроса; многое из   «запредельного» просто отношу к той области знания, до которой современная наука пока «не доросла…
Лет пять - семь назад изрядно позабавилась «открытием»: судя по моему мировоззрению, способу мыслить, выстраивать некие логические построения, отношению к истории и др. меня можно определить как «холист», «сторонник фрактальной подобности всего и вся». Раньше об этом не задумывалась, но данный текст пишу именно с этих позиций.
На абсолютную правоту и непогрешимость не претендую, с текстом может случиться и казус, подобный этому  - произошедшему  с профессионалами (!!!), а я – рядовой гражданин, «любопытствующий любитель»… Что, правда, чрезвычайно утешает относительно последствий для «пациента» - читателя:

— Что на работе вас удивило? Если, конечно, такое возможно…

— Удивляемся, когда находим необыкновенные проявления болезни. Например, поступил к нам мужчина. При жизни врачи ему поставили флегмону бедра нижней конечности. Таскали по всем больницам. Вот так он к нам, в морг, и приехал с неуточненным диагнозом.

Вскрыли. Оказалось, что у него была язва желудка, которая обычно вызывает перитонит. Это излечимо, просто в таких случаях нужна операция. Но у этого человека была такая мощная защитная реакция организма, что брюшина прикрыла язву и пища через свищ поступала забрюшинно. Оттуда — до малого таза, где воспалились фасции мышц и артерии, уходящие в нижнюю конечность, а дальше — флегмона. В забрюшинном пространстве мы нашли остатки пищи. Такое я увидела первый и, полагаю, последний раз в жизни. Связь ноги с желудком не поставил ни один врач. Трудно их в этом винить.

(http://matveychev-oleg.livejournal.com/3178015.html)

Пример – из области медицины, но подобное происходит и «внутри» наук и (тем более!) на их «стыках».  К примеру, А. Степаненко писал о том, как исторические фальсификаты (хронология катастроф) «уродует» результаты исследований естественных наук. Кстати, давно убеждена в том, что и величайшие открытия будут совершены именно на «стыках»…
Ну и как у нас дела с «историей как наукой»? Да никак, о чём Андрей Степаненко писал не раз,  к примеру  здесь - http://chispa1707.livejournal.com/1977188.html ...
И вопрос о том, как сделать историю наукой, Андрей задавал не раз, о критериях научности в этом посте - http://chispa1707.livejournal.com/1364717.html
Мне привычнее оперировать  чуть иными определениями.
Фундаментальная наука:
- описание системы;
- объяснение поведения системы;
- предсказание поведения системы;
- управление поведением системы.
Далее идёт «создание системы» - прикладная наука.
Алгоритм повторяется на различных уровнях. Очень похоже на постановку диагноза в медицине… Или алгоритм решения технической задачи… Или следствие по делу…  Чем, собственно, мы и занимаемся, пытаясь реконструировать реальное прошлое.
На что похоже - не имеет никакого значения: относительно истории как цельной системы - провал по всем пунктам…  И относительно человеческой науки вообще – вопросов масса (http://nature-wonder.livejournal.com/228005.html , http://vnsafronov.livejournal.com/12024.html, http://howitworks.iknowit.ru/paper1257.html  …).

Понятия не имею, к примеру, как звучало у  предков малочисленных северных народностей теоретическое обоснование,  как объяснялось «поведения системы» -  рождение нездорового потомства в процессе близкородственных связей: влиянием неких злых духов, наказанием божества-предка?.. И что? Мы всюду используем электроэнергию, хотя не знаем какова природа электрического тока. Безусловно, все этапы фундаментальной науки они прошли, и практическое решение проблемы осуществили: женщины вступали в интимную связь с гостем-чужаком и рождали здоровое потомство. «Цивилизованные» граждане с пренебрежением и насмешкой (в лучшем случае!) комментируют этот факт, с чего- то полагая, что женщина просто обязана получить удовольствие. Но ведь сами «носители цивилизованности» не получают удовольствия, когда им делают клизму, к примеру, или зуб сверлят, не «трубят» на каждом углу об ощущениях после похода к проктологу, урологу или кожвенерологу. И правильно…  И здоровье превыше всего. А выживание целого рода?!! К тому же, малыши,  рождённые от чужаков, воспитывались, были такими же, как и остальные дети. «Прикладная генетика» плюс практическое осуществление христ. постулата: «Возлюби ближнего своего…». Без денежных «вливаний», кучи специалистов, построек, дорогущей спец. аппаратуры…  «Простенько и со вкусом» решали наисложнейшие проблемы наши «дикие и тупые» предки…

Возьмём др. пример – дети-маугли, воспитанные животными. Такие люди, к сожалению, «не вписываются» в цивилизованное сообщество, не способны даже выжить в нём… Посмотрим на их приёмных родителей-животных: они подобрали абсолютно не похожих на себя беспомощных детёнышей, вырастили и воспитали их –  научили всему, что знали и умели, дали всё  важное, необходимое для выживания, всё лучшее, чем располагали сами… Это ли не осуществленное (практика) «возлюби ближнего своего, как самого себя»?.. «Дикарь, животное», «тупое животное», - говорит, обзывая собрата своего, «цивилизованный» гражданин… А является ли человеком - «венцом природы» тот, кто в условиях цивилизации создаёт детей – маугли (https://www.youtube.com/watch?v=e28I5p63Ppo )? Является ли здоровым, «естественно-природным» сообщество, если оно осознанно на всех уровнях уничтожает разумность, духовность, собственное физическое здоровье и т.д. (http://matveychev-oleg.livejournal.com/2346867.html , http://ucmopuockon.livejournal.com/7975312.html , http://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/okno-overtona-kakie-idei-prohodjat-pervye-stadii-vnedrenija …)?

Медведи в цирке ездят на мотоциклах, обезьяна в лаборатории на компьютере некоторые операции выполняет быстрее, качественнее, чем «человеческий детёныш»… Нам, человекам, не приходит в голову выдавать этим животным паспорта и заселять в квартиру по соседству, наделяя всеми правами, свободами и обязанностями. Зато твоим соседом запросто может оказаться новый чикатило, гитлер или «великий катастройщик», чья «деятельность» ведёт к страданиям и смертям от десятков человек до миллионов …

К чему именно эти примеры? Да к тому, что имеются ли в чел. сообществе люди, называющие себя учёными и отдельная область чел. деятельности «наука», или их нет – по сути, не важно. Процессы, алгоритмы, явления,  соотносимые с понятиями «фундаментальная и прикладная наука», объективно существуют. И природный закон  объективно существует, даже если не описан человеком. И изобретательство часто связано с тем, что  «подсмотрено» у природы. К сожалению, человек  уже ощутил на своей шкуре последствия  «научно обоснованной деятельности», изрядно изгадив мир Земли и самого себя. Но с упорством  идиота продолжает в том же духе…  Существуют ли универсальные законы природы, одинаковые для микро- и макромира, живой и неживой природы…  для человеческих души, разума, тела?..  Является ли наукой область человеческой деятельности, ведущая к столь плачевным результатам? Является ли человеческое цивилизованное сообщество здоровой, органичной частью мира Земли, мира Вселенной? Ведь мы не знаем даже первых пунктов «биографии» человечества: когда и где оно родилось, кто родители…

Притча о слоне и слепых известна всем. Многие ли знают об иерархии в стаде слонов? Об их анатомии? Но не это важно в данном ключе. Слон большой и «дофига жрёт растений»… и заодно, пропустив через пищеварительный тракт, разносит семена на большие расстояния: здесь взял ветви и листья, там «посадил» новые растения. Взаимообмен, симбиоз. Может ли тем же «похвалиться» человек, разрушающий мир Земли, уничтожающий миллионами себе подобных?.. Вправе ли человек называть себя разумным, «венцом природы», помещать в «центр мира»?.. Объективна ли человеческая наука вообще? Или она – логическое построение, слабо связанное с действительностью? Исходя из этого, является ли человечество – органичной частью этого мира?  Или оно, к примеру, - инфекция, занесённая извне? Или – «выродившаяся клетка» (канцер, рак) этого мира, возомнившая, что гениальна, мудра и имеет право существенно изменять его? Или мы реально «тупим», беснуемся, уничтожая себе подобных и мир Земли, находясь под воздействием глобальных процессов, происходящих в организме Вселенной? И слишком  малы, мизерны, чтобы осознавать их, тем более – сопротивляться влиянию, когда оно разрушительно?.. Мне кажется, что абсолютный разум придумали и «молятся» на него как раз те, кто не обладает элементарным здравым смыслом, не может овладеть элементарными этическими нормами на бытовом уровне. И гордыня всё-таки – первый смертный грех… В смысле – «ведущий к смерти»…

Для того, чтобы излечить больное античеловечностью человечество (прошу прощения за тавтологию), надо тщательно его  исследовать (реконструкция истории – один из методов)  и выставить точный диагноз. И никто нам не гарантирует, что излечение будет безболезненным (возможно ли вообще?)…

И мне совсем не всё равно, в каком мире будут жить мои внуки-правнуки, когда я уйду…


 

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
chispa1707
Feb. 23rd, 2017 12:42 pm (UTC)
Все верно. Задачи и поставлены, и показаны.
И мне не все равно, в каком мире буду жить потомки...
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

irinamedvedeva8
irinamedvedeva8

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars